No Image

Якоря для лодок пвх своими руками фото

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
12 марта 2020

Сделать якорь полностью своими руками владельцев малых плавсредств побуждает не только достаточно высокая цена фабричных якорей. Стандартные якоря выпускаются массой от 5 кг, что для лодки водоизмещением до 500 кг многовато. Особенно, если выходят на ней в закрытую спокойную акваторию (пруд, небольшое озеро, реку). Места в посудине один только якорь занимает немало, и в крохотной лодчонке, такой, напр., как популярная вследствие своих высоких качеств лодка динги или скиф, держать неоправданно большой якорь неудобно. Но и становиться вместо надежного якоря на что попало нельзя.

Джозеф Конрад недаром назвал якоря «честными кусками железа»: пренебрежение надежностью якоря может стоить жизни судоводителю и пассажирам даже у самого берега. Самодельный якорь должен держать судно так же крепко, как патентованный фирменный, и теряться в грунте не чаще него. Надежность сверхлегких якорей из имеющихся в продаже не гарантирована. Фирменным сертификатам не верьте: никакой морской или речной регистр не включит в свой реестр якорь массой менее 5 кг. Запрещено международными правилами безопасности судовождения. А они, как и армейские уставы, написаны человеческими жизнями.

Рыбацкая лодка на якоре. Карикатура

Настоящий клубок проблем представляет якорь для лодки ПВХ. Во-первых, якорь лишь часть якорного устройства, состоящего из нескольких конструктивных узлов. Каждый из них по главному правилу сопромата «Где тонко, там и рвется» должен быть надежен не менее самого якоря. Разместить все это в надувной лодке просто негде. Во-вторых, когда надувные лодки бюджетной ценовой категории начали делать не из авторезины или прорезиненной ткани, а из пластика, оказалось, что и поднятый якорь в такой лодке может быть опасен – число несчастных случаев на воде, вызванных порывом баллона или днища лодки якорем, резко возросло.

Цель настоящей статьи – помочь начинающему судоводителю решить задачи выбора прототипа якоря для своего судна и рассказать, как правильно сделать якорь сообразно типу конструкции судна, его водоизмещению и условиям плавания. Существенная часть материала посвящена выбору и особенностям изготовления якорей для «сверхмалых» судов (до 0,5 т), эксплуатируемых на внутренних водоемах. Дно в них часто топкое, илистое или торфянистое; на таком трудно как обеспечить должную держащую силу якоря, так и не дать ему утонуть в грунте.

Примечание: у всех надувных лодок есть еще одно отличие от нормально водоизмещающих судов – очень малое сопротивление трения о воду. Надувная лодка цепляется за воду слабее, чем глиссер. С одной стороны, это хорошо для тихой воды, поскольку удержать лодку на течении легче. Но на волнении, наоборот, труднее, т.к. лодка-поплавок сильно дергает якорный канат. И встать на якорь надувной лодке тоже труднее: ему нельзя полагаться на то, что судно его потянет, уложит как надо на грунт и поможет за него зацепиться. Тут якорь для надувной лодки должен полагаться только на себя: сам укладываться правильно без рывка со стороны судна и обладать абсолютной цепкостью (см. далее).

Якорь ли кошка?

Людям, выходящим на рыбалку на старой лодке-резинке, все эти соображения могут показаться надуманными: как же, ведь известно, что издавна прижившийся якорь для резиновой лодки это кошка. И сделать ее несложно: три куска арматурин, из которых у двух расплющены концы, немного гнутья, немного сварки, и кошка готова. А цепкость кошки абсолютная, если ее правильно бросить. Недаром же кошки-зацепы используются и в других видах деятельности.

Во-первых, по держащей силе кошка якорь довольно-таки средненький. Правда, для лодки, которая скользит по воде чуть ли не как палый лист, это не так существенно. Существенно другое: на каменистом или топком грунте кошку очень легко потерять. Когда металлолом валятся везде под ногами, а мастер на работе и без бутылки позволял пользоваться в личных целях сваркой и гибочным станком, это не имело значения, но сейчас другие времена.

Во-вторых, и тогда происшествий на воде из-за якорей-кошек хватало. А ныне выяснилось, что кошка опасна на только в лодке ПВХ, но и в сшитой из фанеры без набора корпуса, как те же динги или скифы. Литые складные кошки безопасны, хорошо держат сверхмалое судно на любом грунте, компактны, но стоят нечестно дорого. Хотя для шитой лодки с жестким корпусом прим. 2,5-3,5 м длиной подойдет и самодельная складная кошка с поворотной лапой, см. напр. видео

Читайте также:  Алукрафт для бани отзывы

Видео: самодельный якорь-кошка

Однако в лодке ПВХ и такая кошка оказывается громоздкой и травмоопасной для судна. Поэтому, включая то, что сказано выше, жители прибрежий большой воды, кошку якорем вообще не считают. А моряк никогда не скажет: «отдать кошку» или «встать на кошку», также как не скажет «бросить якорь». Кошка не якорь. Но кошку все-таки возможно превратить в якорь! Именно для надувной лодки малой воды водоизмещением до 300-400 кг. Причем очень компактный, удобный, надежный и безопасный. Как именно – к этому мы вернемся далее.

Основные правила

Вес и трос

Главное, что определяет надежность якоря – его масса, вес. Для гребных и моторных лодок с жестким корпусом длиной до 5 м массу якоря нужно брать не менее 1% от водоизмещения судна в полном грузу, но при водоизмещении до 500 кг – не менее 2,5 кг. Для тех же судов, снабженных постоянным или штатным съемным парусным вооружением, массу якоря увеличивают на 25-50%, на случай стоянки на якоре под рангоутом. Если якорь адмиралтейский (см. далее), его массу увеличивают еще на 20%. Прочность на разрыв якорь-цепи или троса должна быть не менее 50 весов якоря.

Примечание: надежность якоря многократно увеличивает замена части якорного троса, ближайшей к якорю, цепью. Для лодки длиной до 4,5 м и водоизмещением до 500 кг достаточно заменить цепью первые, от якоря, 1,5-2,5 м троса.

Массу якоря для надувных лодок, используемых во внутренних водоемах, целесообразно брать согласно их человековместимости. Формула расчета, если нет парусов и судно не более чем на четверых, проста: кладем на якорь столько кг, сколько людей держит лодка, и добавляем 0,5 кг. С парусами и цепью сложнее; общие данные сведены в таблицу:

Вместимость, чел Масса якоря, не менее, кг (лодка без парусов) Калибр якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов) Масса якоря, не менее, кг (лодка с парусами) Калибр якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов)
1 1,5 3,5 2,5 4,0
2 2,5 4,0 3,0 4,5
3 3,5 4,5 4,0 5,0
4 4,5 5,0 5,0 6,0

Примечание: если якорь адмиралтейский, его массу увеличивают на 20% против табличной.

Центр тяжести

Следующий момент – распределение массы якоря по его высоте (считая, что якорь стоит вертикально). Якорь, перетяжеленный вверху, будет волочиться по дну, подпрыгивая, и не зацепится за него. Якорь, слишком тяжелый внизу, может встать на пятку и тоже не зацепится, или его засосет в грунт. Центр тяжести (ЦТ) якоря должен приходиться на 1/6-1/8 его высоты, но у якорей разных типов его положение фиксировано. Поэтому произвольно менять пропорции якорей не позволяют себе и опытные судостроители. Если же это делать приходится, то нужно посмотреть, где находится ЦТ прототипа, в стандарте на него, или, если это неизвестно, то вычислить. ЦТ самодельного якоря должен находиться на той же относительной высоте, что и у типового якоря или проверенного на практике образца.

Вес и держащая поверхность

Важно также отношение массы якоря к площади его держащей поверхности, т.е. к поверхности лап, нормально заглубленных в грунт, противодействующей силе тяги со стороны судна. Якоря в этом отношении подчиняются закону квадрата-куба: при изменении размеров якоря его масса меняется по кубу, а держащая поверхность по квадрату. Если, к примеру, уменьшить размеры типового якоря под свою посудину, то его вес уменьшится относительно больше держащей поверхности, и якорь может потерять надежность. Поэтому размеры якоря нужно будет изменить так, чтобы отношение масса/держащая поверхность осталось в допустимых пределах. А начинающим – не мудрите с размерами выбранного образца.

Примечание: способ довести вес уменьшенного якоря но нормы – залить часть полого веретена (см. ниже), или полностью веретено, свинцом. Мы о нем еще вспомним.

Цепкость

Для сверхмалых шитых и надувных лодок особое значение приобретает цепкость якоря. Она характеризуется тем, какой нужен рывок за якорный канат/цепь, чтобы якорь лег в нужное положение, и сколько он при этом проволочится, прежде чем зацепится. Абсолютно цепкими считаются якоря, которые сами укладываются на дно как надо и тут же вгрызаются к грунт. Для любых маломерных судов следует выбирать именно такие.

Читайте также:  Электростанция endress ese 606 hs gt

Типы якорей

Якорями все плавающие по воде пользуются тысячелетия, и конструкций их придуманы тысячи. Но на практике прижились немногие – уж больно важен якорь для безопасности судовождения.

Типы распространенных в настоящее время якорей и названия основных частей якоря показаны на рис.:

Типы якорей для больших и маломерных судов

Если трос или цепь крепятся не к свободно болтающемуся кольцу – рыму – а к закрепленному жестко на веретене, или к скобе, поворотной либо закрепленной наглухо, то это уже не рым, а обух якоря. Очень часто небольшой рым или обушок крепят к тренду, а к нему привязывают тонкий линь – буйреп – с плавающим на поверхности воды буйком. Потянув за буйреп, чаще всего удается высвободить застрявший якорь, а если дергать за трос/цепь, то он только сильнее цепляется.

Примечание: что значит М, см. ниже.

Пропорции адмиралтейского якоря

Адмиралтейский якорь известен с каменного века: тогда он был деревянным с каменным штоком. Этот якорь надежен на любом дне, но, во-первых, тяжел, т.к. реализует не более половины потенциально возможной держащей силы, и громоздок. На старых парусниках его, поднятым, подвешивали к специальным, торчащим наискось из носа судна, мощным балкам – крамболам. Во-вторых, на мелководье или при падении уровня воды (напр., при отливе), судно может сесть днищем на торчащий вверх рог якоря. От громоздкости можно частично избавиться, сделав шток съемным. Большое преимущество адмиралтейского якоря – простота конструкции и пропорций, выверенных веками, см. рис. справа, и пригодность для судов любого водоизмещения, включая игрушечные кораблики. Чтобы получить размеры адмиралтейского якоря меньшего веса, прямые на рис. просто продлевают влево. Серьезный недостаток – слабая цепкость: чтобы шток опрокинул якорь в правильное положение и лапа вгрызлась в дно, за трос/цепь нужно довольно сильно потянуть и проволочить якорь. Адмиралтейский якорь можно рекомендовать для лодок, снабженных парусами и выходящих на большую воду.

Якоря Портера (точнее, Портера-Тротмана, на рис. именно он) и Нортилла (Northill) являются модификациями адмиралтейского. Используются редко, т.к. не лишены его недостатков, давая взамен мало преимуществ. Якорь Холла – поистине гениальная находка: Холл додумался возложить задачу штока на развалистые лапы с юбкой внизу, и, чтобы обеспечить полную цепкость якоря, сделал их поворотными. Якорь Холла для судов прим. от 5 т водоизмещения не имеет недостатков и в настоящее время абсолютно доминирует на флотах. Но он применим и для надувных лодок без парусов: слишком малое отношение веса к держащей поверхности в данном случае компенсируется малым трением лодки о воду. Поэтому даем и стандартные пропорции якоря Холла (см. рис.), для сверки с любительскими образцами.

Чертежи и размеры якоря Холла

Примечание: якорь Холла – технологические сложное изделие. Для его надежности важно и расположение центров тяжести его составных частей, что также нормируется.

Буква М на рис. с типами якорей обозначает якорь Матросова (см. рис.). В диапазоне водоизмещений судна прим. 1-100 т он оказывается надежнее якоря Холла при меньшей массе; особенно на слабом донном грунте. Нам якорь Матросова интересен тем, что способ создания держащей силы у него принципиально иной, чем у якорей адмиралтейского и Холла: якорь Матросова фактически однолапый. Этот способ позволяет создавать абсолютно цепкие якоря предельно малой массы для очень легких судов, чего нам и надо.

В 1985 году приобрел свою первую надувную лодку-двухместку. Поначалу использовал ее только на ближайшем озере — ловил щук и карасей. Когда приобрел мотоцикл-стал частенько ездить на Обь. Тогда в основном все ловили на подпуска и кольцовки на реке. Но для этого нужен был якорь. В надувную лодку как то сварной из арматуры не годился и пришлось выдумывать компактную конструкцию, что бы на течении лодку держала и места много не занимала. На мотоцикле "Ява" одиночке все это хозяйство сложно размещать было. В итоге я решил сделать якорь для ПВХ лодки своими руками.

Читайте также:  Комбинированная плита флама отзывы

В собранном виде:

В рабочем состоянии:

Расскажу о том, как это сделать, и как к этому пришел лично я. Тогда делалось все из подручных материалов, дефицита в металле и станках не было.

Помучившись немного, я смог сделать якорь для лодки ПВХ своими руками без чертежей и фото. Технология изготовления проста при наличии токарного станка.

Из кругляка 40-50 мм на станке вырезается болванка длинной около 30 см и на торцах высверливаются отверстия под болты, нарезается резьба. Далее берем подходящую полосу металла 5-6 см шириной и нарезаем два куска см по 25. Концы обтачиваем как на фото. Складываем их вместе и посредине сверлим отверстие под болт.

На болванку вкручиваем болт на краску после полоски металла — гайку, которая будет зажимать полоски и на конец привариваем петлю. С другой стороны у меня приварена петля, но можно ввернуть болт намертво с отверстием или готовый с кольцевой головкой, что намного упрощает конструкцию.

Получился небольшой, но зацепистый самодельный якорь для лодки ПВХ. Держит двухместку на любом течении и глубине,грунт держит любой,за счет широких грунтозацепов. Не подвержен зацепам за счет крепления якорной веревки-цепляется за низ якоря, а верхняя петля держит веревку небольшим куском алюминиевой проволоки. При зацепе достаточно сильно потянуть за фал — проволка раскручивается, и якорь переворачивается и освобождается. Данный якорь я использую на Оби более 20 лет и то что он еще у меня говорит о многом.

Чертежа якоря у меня нет, однако есть его фото в разных ракурсах. Расскажу немного о его ТТХ. Вес якоря всего 2,5 кг, длинна 30 см. Если использовать в нижней части болт с кольцевой головкой — будет полностью разборный и занимать еще меньше места. И дополнение к нему сделал каркас для фала. Когда выбираешь веревку -в лодке от нее всегда вода, иногда путается. С каркаса стравить якорь намного проще и при выборке фал наматывается на каркас и не путается под ногами. Мелочь а удобно.

P.S. Такой же конструкции только больше сделали другану на его "Крым"- держал везде. Он тоже использовал много лет. Поэтому смело можно сказать, что такой якорь подойдет не только для надувных лодок из ПВХ и резины, но и для "кастрюль".

Чертеж самодельного якоря для лодки

Уважаемые рыбаки, для более простой и удобной работы с этой идеей, предлагаем воспользоваться вот таким простым чертежом — схемой, на которой все детали самодельного якоря пронумерованы и самое главное, подписаны их параметры.

Как вы уже поняли, основная трудность при создании этой самоделки – это работа на токарном станке, так как без него создание этого якоря затруднительно. А вот если он у вас есть, то мы очень надеемся, что наш мини-чертеж якоря и фотографии автора статьи вам только помогут.

Многие мужчины и некоторые женщины увлечены таким занятием, как рыбная ловля. Если раньше этот процесс позволял обеспечить пропитание для себя и всей семьи, то сейчас это скорее развлечение и способ расслабиться.

Снастей и прочих приспособлений помощников в торговых точках современности масса и нет необходимости изготавливать что-либо самостоятельно.

Ни для кого не секрет, что большинство рыболовов предпочитают ловить рыбу не с берега, а с лодки. Это наиболее эффективный процесс, который легко даст хорошие результаты и большой улов. Но для этого потребуется правильно и полностью оснастить свою ПВХ лодку.

Во-первых, данный вопрос касается якоря, без которого совершенно не пойдет никакой ловли при течении.

На фото якорей для лодок можно увидеть большое количество разновидностей, сделанных своими руками. Такой вариант просто осуществить для мастеров на все руки. В нашей статье как раз пойдет речь о таких видах якорей.

Краткое содержимое обзора:

Технические указания для создания

Создание якоря для лодки своими руками потребует от рыболова многих знаний. Создаваемый вами якорь должен соответствовать многим параметрам.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
Adblock detector